Вредит ли художественный вымысел историческим фильмам?

Как-то Александру Дюма кто-то из критиков предъявил претензию, что писатель дескать насилует историю как хочет. На что Дюма, с присущим ему чувством юмора, ответил: «Да, насилую, зато какие рождаются очаровательные детки». Цитата может и не на сто процентов точная, но смысл именно такой. Что поделать, историю «насиловал» не только Дюма, этим грешили многие писатели, а вслед за ними и кинорежиссёры, пытающиеся с разной степенью успеха воссоздать на экране писательские фантазии или свои собственные, основанные на оригинальном сценарии.

Зачастую всё это очень далеко от реальной истории. Только вот всегда ли можно предъявлять киношникам за это претензии. Ведь нередко «лёгкая поправка» в исторических деталях идёт только на пользу сюжету и делает кино лучше. Но вопрос достаточно спорный. Одно дело когда на экране происходят приключения неких вымышленных героев, где исторические события служат лишь фоном, а встречающиеся реальные исторические личности не являются главными героями повествования.

Но ведь бывает когда именно эти самые исторические личности и являются главными героями фильма, и приключения происходят именно с ними, причём такие, каких реально ни то что не было, а просто не могло быть. Вот тут без спорных моментов не обойтись. Наиболее ярким примером является «Храброе сердце» Мэла Гибсона. Старина Мэл где-то прочитал (или ему прочитали) древнюю шотландскую легенду о национальном герое Шотландии Уильяме Уоллесе и решил снять добротное кино. Как мы теперь все знаем, ему это удалось. Только вот ни сам Мэл, ни кто-то из его съёмочной группы не удосужился хотя бы заглянуть в Википедию, чтобы хотя бы поверхностно ознакомиться с событиями, о которых собрались снимать. Что говорить, если Мэл объявил своей съёмочной группе: «Завтра летим в Шотландию, я взял билеты в Дублин».

Про исторические неточности, которых в фильме огромная масса, не упомянул только ленивый. Так на «Храброе сердце» ещё и англичане обиделись, их справедливо задело, что в фильме события их истории трактуются, мягко говоря, предвзято. Ну да, предвзято и в деталях были не то что неточности, а иногда и полный бред, но фильм то получился классным. Не меньшую ахинею знатоки истории могут обнаружить и в «Гладиаторе» с Расселом Кроу, а фильм тоже классный. И таких примеров достаточно.

Я понимаю, знатоков истории может задевать подобное отношение киношников к фактам, но я всё же склонен лояльно относиться к таким вещам. Ведь на экране мы следим за сюжетом, а если фильм хороший, то он, то и способен разжечь интерес к истории.

Рейтинг
( 4 оценки, среднее 5 из 5 )
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.