Вещий Олег

Прошлый раз мы попытались «определиться с происхождением» Рюрика, естественно безуспешно. Конечно, вы по-прежнему можете присылать комментарии со своим мнением. Но, всё-таки, пока не появится каких-то совершенно неопровержимых доказательств, к общему знаменателю, относительно личности Рюрика, прийти будет трудно.

Но спешу вас обрадовать (кого-то, возможно, огорчить). Рюрик, далеко не самая загадочная личность в русской истории. По сравнению с тем, что известно о происхождении его ближайшего соратника — «Вещего Олега», на Рюрика имеется «полное досье». Здесь, даже настоящее имя исторического лица нам неизвестно. Потому что, Олег — это вовсе не имя, это титул или почётное звание: «Хельги — военный конунг (вождь) или колдун». Происхождение Олега то же «покрыто мраком». Если уж о том, был ли Рюрик скандинавом, до сих пор нет единого мнения, то про Олега и говорить нечего. В «Повести» «старины» Нестора на этот счёт мы тоже не найдем ничего определённого.

Даже если мы допускаем, что конунг Рюрик приплыл на славянские земли «из-за моря», то чётких сведений о том, что Олег приплыл вместе с ним, нет. В той же «Повести» есть полунамёки о том, что Олег был женат на сестре Рюрика, но это тоже общей картины для нас не проясняет. Рюрик вполне мог выдать свою сестру замуж за местного «авторитета», тогда подобные браки были обычным делом. Единственное, можно логически предположить, что оставлять регентом при своём сыне и наследнике, малолетнем Игоре, Рюрик, как здравомыслящий человек, оставил своего ближайшего соратника, которому можно доверять абсолютно. Но, согласно летописи, князь Рюрик правил на Руси 17 лет, а за это время, вполне, можно подружиться и достаточно близко приблизить к себе, кого-то из «местной братвы», если только Рюрик не был «националистом».

Но, как государственный деятель, дипломат и полководец, князь Олег, был, вне всякого сомнения, личностью выдающейся, уж для своего времени — абсолютно точно. Непокорные славянские племена, которые отказывались добровольно войти в состав молодого государства, Олег объединил силой оружия. Надо полагать, это были самые «отмороженные» из наших предков, ведь большинство славянских племён добровольно присоединились к Новгороду (тогдашней столице Руси). Кого-то Олег уговорил, именно уговорил, потому что никаких сведений о сражениях с народами, присоединившимися добровольно, не было ни в летописях (в «Повести» уж точно), ни в археологических находках.

В летописи хорошо описан знаменательный случай, как Олег «дал свою крышу» племени северян. Этот славянский народ платил дань хазарам. Хазарский Каганат по тем временам был настоящей сверхдержавой, конечно не Византия, но то же «ничего себе». И вот, Олег спросил у северян: «Кому дань даёте?»- те ему ответили: «Хазарам». — и сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но дайте мне». Ну в самом деле, «если нет разницы, зачем платить больше?»

А с Хазарами Олег «разобрался», правда государство их он не разрушил, ну ничего, позже это доделает один из самых знаменитых Рюриковичей. Сама же победа над хазарами, показала и северянам, и радимичам, с кем им надо «дружить». Да и сами византийцы от Олега регулярно «выхватывали». Сражения там не было, греки откупились. Про то, как «Олег со товарищами» к Царьграду на ладьях подъехал, ещё долго легенды складывали. Но то, что русичи поставили ладьи на колёса, подтверждает не только «Повесть» «дядюшки Нестора», но и византийские летописи, вот так.

Понятно, что некоторые военные подвиги Олега, наверняка, приукрашены, ну а как же без этого. Но знаете, что Вещего Олега безусловно красит, как личность? Это его забота о малолетнем сыне Рюрика — будущем князе Игоре. Ведь, казалось бы: «Придуши щенка.» По средневековым понятиям — пара пустяков, явление вполне себе распространённое. Но Олег малолетнего князя опекал до конца, до того самого момента, когда Игорь «вошёл в лета». Для мрачного средневековья — поистине редкое благородство. Здесь, как нельзя кстати, подойдёт фраза из известного фильма «Москва слезам не верит»: «Правда, справедливости ради, надо отметить, это, чуть ли не единственный случай в мировой истории».

Смерть Олега тоже окутана тайной. В «Повести» «дядюшки Нестора», история о «принятии смерти от коня своего» является не более чем легендой. Так что и здесь никаких достоверных сведений мы не имеем. Кто-то из историков даже высказывал мнение, что Олег вообще не умер (ну в смысле на территории Руси), а вернулся на Скандинавский полуостров, но это тоже нельзя ни доказать, ни опровергнуть.

Рейтинг
( 6 оценок, среднее 5 из 5 )
Комментарии3
  1. Мила

    Очень интересная статья, которая заставляет задуматься о трагических событиях прошлого и стремиться к миру в настоящем.

  2. Андрей

    Очень интересно узнать о малоизвестных личностях, которые оставили заметный след в истории.

  3. Артем

    И всё-таки на этом сайте достаточно интересно и любопытно читать о нашей истории, тем более о самом её начале.

Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.