Церковный раскол истоки

В эпоху правления царя Алексея Михайловича произошло несколько событий, существенно поколебавших общественные устои. Помимо «Крестьянской войны» под руководством Степана Разина, едва не повергшей страну в новую смуту, при «Тишайшем» произошёл церковный раскол, событие не менее важное. Церковный раскол 17 века фактически расколол общество надвое и отголоски этого, в виде различных противоречий, нередко приводившим к крови, будут слышны ещё долго.

Началось всё не при Алексее Михайловиче, а раньше. Сразу после «Смуты» начала 17 века, едва не приведшей страну к краху, обнаружилось, что и в православной церкви не всё ладно. Это и понятно, кода один высокий церковный иерарх (патриарх Филарет — папа первого царя из рода Романовых Михаила) поддерживал «тушинцев», другой высокий церковный иерарх (патриарх Гермоген) погибает от рук поляков, отказываясь пойти на компромисс, согласитесь, трудно утверждать, что в такой организации царит «полное взаимопонимание». Естественно, после «Смуты» одной из самых насущных проблем стала реформа церкви. Сейчас нам это кажется непонятным, дескать: «Неужели более серьёзных проблем не нашлось?», но для людей того времени это было очень важно. Ведь вопросы веры занимали серьёзное место в обществе 17 века в России (да и позже) и если там нет порядка, значит в остальном порядка тоже не будет, примерно так рассуждала паства, причём не зависимо от социального статуса и материального положения. Не зря высшие церковные иерархи занимали столь высокое положение.

Но реформы начали проводить не архиереи, а священники, главными из них были: протопоп Иван Неронов, духовник тогда ещё наследника престола Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев и знаменитый протопоп Аввакум. Сразу же повылазила масса противоречий, которые необходимо было уладить, но всё оказалось не так просто. Сначала стал вопрос о «многогласии». Суть этого «многогласия» заключалась в следующем: на Руси с древности повелось христианские обряды по греческому образцу проводить «в сокращённом варианте». То есть, после принятия христианства на византийский манер, на Русь перешли и церковные обряды, которые проводили греческие священники во время богослужений. Но службы были частыми и долгими. «Праздным» рекам, которым нечем было заняться, может быть такие длительные обряды и устраивали, но на Руси у людей всегда было много дел: крестьянину надо пахать, купцу торговать, дружиннику воевать и т.д. Поэтому на Руси священники не редко во время одного богослужения молились всем святым сразу, славили праздник Пасхи, Рождество, Воскресение и т.д. Это, конечно, крайне упрощённая трактовка, но, тем не менее, суть состояла именно в этом.

Аввакум и его сторонники убедили церковных иерархов о в введении «единогласия», когда богослужение проводится по какому-нибудь одному поводу, а не по всем сразу. Аргументировали они это вполне логично. Дескать, в «Смуту» народ от церкви отвернулся, потому что «молился как попало», а если бы посещали церковь почаще и молились подольше, то на многие безобразия времени бы просто не оставалось. В итоге «единогласие» восторжествовала.

Но конфликт этим исчерпан не был, наоборот, «всё самое интересное» было впереди. Следующим, глобальным противоречием стал обряд «перстосложения». Фактически спор свёлся к тому, как правильно креститься: «двумя перстами» или «тремя перстами». Такой предмет спора современному человеку может показаться смешным или даже глупым. Ну в самом деле, это ведь как спор Лилипутии и Блефуску о том: «С какой стороны правильно разбивать варёное яйцо». Но суть этого конфликта не так проста, как кажется. На самом деле здесь зрел глубинный спор: «Какая церковь правильнее?» Просто были сторонники, признававшие главенство Византии в религиозных вопросах и те, кто считал, что русская православная церковь имеет право не только на самостоятельность, но и на превосходство, и именно московский патриарх является главой всех православный.

Дальше, вслед за религией «вылезла» политика (это было характерно для того времени и не только в России). Возникли споры о том, должна ли церковь подчиняться государству или она «государство в государстве». И одной из центральных фигур этого процесса стал патриарх Никон. Вот о нём и его роли как в русской православной церкви, так и в государстве в целом, поговорим в следующий раз.

Рейтинг
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.