Сериал Стена: Ни патриотизма, ни истории

В 2016 году на волне подъёма патриотизма и интереса к отечественной истории наши кинодеятели представили на суд зрителей исторический сериал «Стена». Посвящено сие творение одной из героических страниц нашей истории, а именно обороне Смоленска от польских интервентов в 1609-1611 годах. Город правда в конце концов пришлось сдать, но подвиг защитников Смоленска это никак не умаляет. В любом случае, событие вполне себе достойно экранизации. Вот и решил режиссёр и продюсер Дмитрий Месхиев снять исторический фильм, направленный на развитие патриотизма среди молодёжи, да и вообще среди всего населения нашей страны. Ну а что в итоге получилось? И главное, как в фильме обстоят дела непосредственно с самой историей?

В самом начале фильма голос за кадром вдохновенно сообщает нам, что в году 1584 со смертью царя Ивана  Грозного опустились на Русь тяжкие сумерки, названные впоследствии «Смутным временем». Только вот то самое «Смутное время» опустилось на многострадальную Русь в 1603 году. Как мы понимаем с момента кончины Ивана Васильевича, прозванного в народе «Грозным», прошло 19 лет, а по версии создателей фильма ы смуте всё равно виноват он. Вот же не везёт бедняге. Мало того, что ему приписали многочисленные зверства (наполовину вымышленные) в период непосредственного правления, так ещё Иван Васильевич оказался виноват и в том, что случилось со страной существенно позже его кончины. Хорошо хоть в дефолте 1998 года его не обвиняют. Хотя, может кто-то из «прогрессивных» историков и до этого додумается, у нас всё возможно.

Что характерно, в центре сериального сюжета вовсе не героическая оборона Смоленска (хотя сериал изначально позиционировался как патриотический), а некая полудетективная загадка о том, что в окрестностях Смоленска зарыты несметные сокровища. Сокровища эти всем позарез нужны, и за ними охотится главный злодей, король Польши, Сигизмунд Третий Ваза. Об этом порой прямо говорят персонажи — и это бред, даже с учётом художественного вымысла. Смоленск сам по себе был ценен, это богатый город и стратегически важная крепость.

А в результате, вместо того, чтобы показать как героически жители Смоленска защищали свой город, став непреодолимой преградой польским интервентам на пути к Москве, как они два года держали осаду, умирая не только в бою, но и от голода (ведь когда поляки взяли крепость в живых смолян осталось не более двухсот человек), не смотря на то, что в Москве «Семибоярщина» уже признала своим правителем польского Владислава, все главные герои озабочены поисками клада! Я всё понимаю, авторский вымысел и всё такое, но фильм же был заявлен как патриотический, а оказывается самое главное — это бабло. А один из самых ярких и одновременно трагических эпизодов обороны крепости ф фильме вообще не показан. Имеется ввиду момент, когда польские войска уже ворвались в город и часть оставшихся в живых защитников крепости укрылись в соборе, в подвалах которого находился пороховой склад. Защитники города взорвали содержимое погреба вместе с собором и собой, чтобы врагам ничего не досталось.

Да и вообще, несмотря на любой художественный вымысел, к историческим деталям следует относиться с уважением. Но в современном кино этого уже никто не делает и не только у нас в стране, этим страдает весь современный мировой кинематограф. Вот и «Стена» в этом плане тоже полная халтура. В сериале четыре серии. В первой жители посадов ( селяне что живут за стенами) перебираются в крепость, во второй и третьей серии все сидят внутри крепости и дрожат, хотя поляков рядом не видно. Это что такое? Средневековая осада и осада семнадцатого века отличаются от скажем блокады Ленинграда. Осада в то время будет действовать, когда враги в зоне визуальной видимости, и явно могут помешать выбраться из крепости. А от кого все прячутся. если поляков рядом даже-даже нет?

В общем при добросовестном подходе можно было снять по-настоящему классное и патриотичное кино. Но здесь опять в памяти всплывает поговорка: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». А так мы не увидели ни патриотизма, ни истории.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.