Православное население Речи Посполитой

В прошлой статье мы упомянули, что в исконно русских землях, которые попали под власть Речи Посполитой, проживало многочисленное население, традиционно исповедующие православие. Белорусы, мало и великороссы, оказавшиеся подданными польского короля, по большому счёту, были вполне лояльны польской короне. Вот только поляки, со свойственным им гонором, относились к православным высокомерно и даже с презрением.

И ведь нельзя сказать, что истинной причиной такого отношения к православным являлись религиозные разногласия. Согласно католическому учению, православные конечно «схизматики», но их прегрешения куда меньше, чем у протестантов, которых в период Контрреформации попросту объявили еретиками. Но учения учениями, а в той же Польше в 17 веке было множество представителей разнообразных реформаторский течений протестантского толка (ариане, евангелисты и пр.). Среди зажиточных людей разных сословий большую популярность обрёл кальвинизм. Причём не редкостью было, когда часть какого-либо почтенного семейства проповедует католицизм, а другая часть какое-либо протестантское течение (иногда даже не одно). Но вопросы веры никогда не выливались внутри польских кланов в кровавую вражду. Да, споры по различным причинам среди шляхтичей вспыхивали часто («народ ведь горячий»), но религиозные разногласия явно не занимали в списке этих причин первого места. Но как только речь заходила о православных от польской терпимости не оставалось и следа.

Русские дворяне, оказавшиеся на занятых поляками территориях, лишались всех прав на производство в чины, что автоматически закрывало любую возможность сделать карьеру. Русские купцы и православные городские ремесленники были начисто вытеснены из торговли еврейскими ростовщиками, которые пользовались покровительством польских панов вообще и католиков в частности.

В итоге перед православным населением Речи Посполитой встал нелёгкий выбор: оставаться православными или стать католиками; постараться стать поляками или продолжать терпеть унижения? Смена гражданства, а тем более вероисповедания и сейчас выбор не из легких, а в 17 веке и подавно и вот почему. Для множества людей то или иное вероисповедание являлось своеобразным подтверждением принадлежности к той группе людей, которую они определяли как «своих».

Поэтому русские, украинцы, белорусы, проживающие на подчинённых Речи Посполитой территориях, пошли на огромные жертвы ради сохранения православной веры. В католичество и уж тем более в одну из протестантских «ересей» перекрещивались очень немногие. А ведь согласитесь, многие из нас и сейчас довольно смутно представляют различия между православием и католичеством. Ну так, что бы это доходчиво объяснить с научной точки зрения. И это сейчас, когда для всех обязательно среднее образование. Что же говорить о безграмотных украинских и белорусских крестьянах. Просто они не то что понимали, а ощущали — это «свои», это чужие.

Ну может быть более «цивилизованные» и как следствие более «образованные» поляки понимали суть догматов Римской католической церкви? Ну если не все, то хотя бы «продвинутая» шляхта. Да нет конечно. Подавляющее большинство шляхтичей были образованы не больше, чем рядовые холопы. Да и разница между ними была не столь велика. Большинство шляхты представляло собой, так называемую, «застенковую» шляхту, по аналогии с российскими «однодворцами». Эти ребята жили в малюсеньких хуторках («застенках»), зачастую пахали землю вместе с крестьянами, а всё их «богатство» заключалось в отцовской сабле и поношенном кафтане. Но самомнение у этой группы шляхтичей было польское, как говорится, «что есть, то есть». По существу, они представляли собой примерно то же самое, что и казаки, и отличались от них только вероисповеданием в котором ни черта не разбирались (ни те, ни другие). Следовательно, причины кровавой борьбы, вспыхнувшей на «польской» Украине в конце 16 века (первый мятеж поднял некто Наливайко в 1594-1596 годах) и продолжавшейся весь век 17, куда глубже, чем просто религиозные разногласия и эта тема заслуживают отдельного обсуждения.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.