Опричнина

Рассуждая о временах правления Ивана «Грозного» и уж тем более о его репрессиях, никак нельзя обойти такое явление, как «Опричнина». Что это было: очередное сумасбродство экстравагантного Ивана или продуманное решение государя? А знаменитые опричники, эти парни с мётлами и собачьими головами — преступники или верные государевы слуги? Знаете, не хочется быть пессимистом, но сдаётся мне, к какому-то более-менее однозначному выводу нам прийти не удастся, как не крути, а здесь большую роль будут играть политические взгляды и пристрастия. Причём, даже если отталкиваться от признанных фактов, всё равно их можно трактовать по-разному. Конечно, это относится ко многим историческим событиям, но здесь случай особый, ведь Иван «Грозный» по сию пору является одной из самых одиозных и противоречивых фигур в нашей истории.

Само по себе создание Иваном опричнины лично для меня так и окутано тайной. Нет, я читал труды историков: и Гумилёва, и Скрынникова, и Веселовского, когда-то (правда уже давненько) Карамзина. Все они относятся к опричнине с разной «долей симпатии», но причины создания всё те же: борьба с древней аристократией, личная подозрительность, просто сумасбродство, ну и т.д. Но, если помните, мы говорили об этом в прошлой статье: то, что бояре народ не надёжный и могут предать, Иван понял после Казанского похода во время своей болезни, когда ближайшие окруженцы отказались присягать его сыну — царевичу Дмитрию, но массовых репрессий не было. Годом позже Иван заподозрил, что его любимую жену Анастасию отравили, он переживал, многих подозревал, но опять без огульных казней. А настоящий массовый террор был развязан только в 1567 году, когда был вскрыт реальный заговор, что называется «с поличным». Да, но отъезд Ивана в Александровскую слободу датируется 1565 годом, то есть, до массовых репрессий ещё два года, а с момента гибели жены и осознания, что «кругом предатели» прошло более пяти лет. Где же тут логика?

Тут ещё надо не забывать, что суть опричнины вовсе не в том, чтобы набрать «войско отморозков» и заставить их «крошить» народ, а в том, чтобы выделить отдельные земли, как неотъемлемую часть владений царского дома. А это явление совсем не новое, и изобретение совсем нерусское. Подобное можно было наблюдать и до, и после русской опричнины и во Франции, и в Англии, и в Священной Римской империи. Так что, Иван, как известный, хотя и своеобразный «западник», мог просто перенять «некоторые передовые идеи». И мне кажется это вполне логичным.

Другое дело, что обставил всё это Иван со свойственной ему креативностью. Дело в том, что сам термин «опричнина» происходит от старинного русского слова «опричь», то есть кроме . На Руси опричниной традиционно называли «вдовью долю», ту часть княжеских владений, которую после смерти князя выделяли его вдове «опричь» всех остальных земель. Это был такой сарказм со стороны Ивана: «Дайте мне, «бедной вдовушке», немножко землицы».

Что же касается опричников, то их состав был весьма «пёстрым». И если допускать, что там было собрано одно «быдло», то тогда придётся пояснить, что имеется ввиду «быдло моральное», а не люди низшего сословия, так как в составе опричного войска людей из низших слоёв было меньше (но уж точно не больше), чем представителей родовитых боярских семейств. А самый знаменитый «опричный душегуб» Малюта Скуратов, происходивший из не знатного рода, выдвинулся уже ближе к закату опричнины. Да и про «моральное быдло» было сказано с долей иронии. Да, многие читали роман Алексея Толстого «Князь Серебряный» и помнят, что среди опричников был только один нормальный человек — сын Малюты Максим, остальные сплошь «подонки и сволочи», в итоге благородный Максим не выдержал и «уволился». Конечно, подонков среди опричников хватало, но «чесать всех под одну ребёнку», это то же самое, что считать всех российских полицейских негодяями только потому, что какие-то ублюдки вымогают взятки и избивают беззащитных, начисто забывая о тех, кто борется с бандитами и террористами и погибает, спасая чью то жизнь. Так и среди опричного войска. Ведь многие считают, что большинство опричников не стали защищать Москву от татарского набега и попрятались кто куда. Но ведь это чушь полнейшая. После грандиозного пожара, устроенного татарами, была ещё битва при Молодях, где опричное войско, вместе с войском земским, проявили себя героически. Вот о битве при Молодях в следующий раз и поговорим.

Рейтинг
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.