На пути к крепостничеству

Крепостное право само по себе — это объективный процесс, неразрывно связанный с развитием государства и на определённом этапе, крепостное право было просто необходимо (да-да, именно так). Причём этот процесс проходил не только на Руси, но и в Западной Европе. Правда в Западной Европе он намного раньше начался, ну и, соответственно, раньше закончился. Это вовсе не говорит о том, что наши предки были хуже (или лучше), просто на это были свои объективные причины. Но уж коль скоро мы говорим о крепостничестве на Руси, то давайте сосредоточимся на том, как всё это началось в русских княжествах, а о Европе поговорим как-нибудь в другой раз.

Со времён Рюрика и до времён (условно) Андрея Боголюбского, несмотря на то, что русичи регулярно воевали, крепостное право на Руси вводить было попросту незачем. Дело в том, что большинство земель были весьма низко продуктивны и закрепощать крестьян где-нибудь под Псковом, для того, чтобы они сидели на одном месте и никуда не уходили — было делом бесперспективным, ведь всё, что эти крестьяне способны произвести, они же сами и съедят. Поэтому и рыцарей (в европейском понимании) на Руси до 15 века не было. Были дружинники и кормились они «со стола княжеского».

Но это не значит, что зависимых людей на Руси не было, там их был целый перечень, да и, вопреки «патриотическим стереотипам», рабство на Руси имело место. Вот на какие разряды подразделялись эти «невезучие»: холоп – это то же самое, что и раб (были ещё «холопы обельные» — это уже рабы, который и родились в семье рабов; закуп (от слова «купа» — долг — это тот, кто взял в долг и теперь на время отработки своих долговых обязательств попал в рабство, но дети закупов считались свободными; челядины – это те, кто попал в плен в результате боевых действиях. И последними из этой категории этих «счастливчиков» были рядовичи, те заключили «ряд», то есть, договор на работу на какой-то определённый срок. Правда, в процессе работы «срок мог увеличиться». Для тех, кто приготовился возмутиться: «Как? Рабство на Руси!!!», сразу скажем, что таких жестоких форм рабства, когда человек считался все лишь «говорящим орудием», какие имели место в Риме или Византии (да и вообще, в Западной Европе), на русских землях никогда не было даже приблизительно. Зачастую, раб становился членом семьи и вполне мог жениться на дочери (или выйти замуж за сына) хозяина.

Такая ситуация продолжалась достаточно продолжительное время. Только с началом 16 столетия, в связи с ростом централизации уже Московского государства, дружинников стали массово «испомещать» на землю, отсюда и понятие — помещик. Особенно заметно этот процесс стал прослеживаться во время правления Ивана III. Конечно, начало все это формироваться ещё задолго до Ивана, княжеских дружинников помещали на землю еще в XI веке, но на других условиях. А тут начали помещать именно в условное владение землей и крестьяне, которые на ней жили, одевали, вооружали, кормили помещика (вот это был уже рыцарь). Сам помещик лично ничем не владел, всем владел князь. Просто пока помещик служит, он пользовался землёй (не путать с родовой вотчиной) и теперь крестьянин часть налога платил помещику, чтобы тот мог «добросовестно нести» военную службу.

А в том, что помещики несли службу добросовестно — сомневаться не приходится. Составлялись целые списки о том, кто какие ранения получил и можно ли его оставлять на службе или пора уже отправить на покой. «Саблей шею исполу разрубили»… И человек остался жив и продолжил служить. «Исполу» — это напополам. То есть шею до половины изрубили. Как он умудрился остаться живым — сказать трудно («…богатыри, не вы…»). Поэтому, как хотите, но назвать их в полном смысле эксплуататорами, у меня язык не поворачивается. Это были люди, которые были равно полезны Родине, как и трудолюбивые крестьяне.

Но в то время и крестьяне ещё не были абсолютно крепостным. Как говорится, «хочешь уходить — уходи», единственное, сначала надо было уплатить налог за пользование землёй. Вот уплатил налог – и «на свободу с чистой совестью». Но, между прочим, в то время крестьяне уходили от помещиков не так уж и часто, ведь большинство жило общиной, а решиться уйти из общины мог далеко не каждый. Но тогда и нужды в этом особой не было, а скоро она появится, а вот уйти будет уже нельзя.

Рейтинг
( 6 оценок, среднее 5 из 5 )
Комментарии1
  1. Илья

    Интересная статья. Узнал много нового о прошлом.

Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.