Матрица воскрешение

Оригинальная «Матрица» по сей день удивляет своим новаторством в решении актуальных социальных проблем, затрагивая определенные философские идеи и этические сомнения, но не отказываясь от повествовательной легкости, известной из мейнстрима. В истории избранника Нео, который узнает об иллюзорности мира, в котором живет, создатели увидели потенциал для дальнейших фильмов. Но таких положительных впечатлений у них не осталось, потому что они оказались на удивление одномерными и узкими с точки зрения интерпретационного пространства. «Перезагрузка» и «Революция» постоянно числятся в списках худших сиквелов в истории кинематографа, поэтому большой неожиданностью стала информация о том, что франшиза будет продолжена спустя почти два десятилетия. Тем более, что посттеатральное творчество сестер Вачовски, за некоторыми исключениями, было воспринято довольно холодно. Но самое поразительное решение было принято в связи с изменениями, произошедшими в среде со времени выхода первой «Матрицы». Огромная огневая мощь фильма была связана с техническим прогрессом, в том числе и со спецэффектами, эпохальным символом которых стала картина. Также невозможно обойти вниманием, что произошло в то время с образом исполняющего главную роль Киану Ривза. Актер, из множества боевиков или мелодрам, стал, во-первых, обывателем, которого можно застать за бутербродом на скамейке в парке, а во-вторых, интернет-феноменом. Кульминацией является появление виртуальной версии Ривза в «Cyberpunk 2077».

Вышеупомянутые события знаменательны в контексте «Воскрешение» тем, что они бы с уверенностью не произошли, если бы не интернет сообщество, которое само зародилось практически одновременно с «Матрицей».

«Матрица: Воскрешение» практически воссоздает первые сцены оригинального произведения в несколько измененной конфигурации. Эта отправная точка снова приводит нас к Томасу Андерсону (Киану Ривз), который после событий трилогии вновь не осознает жестокой двойственности мира, в котором живет. Это состояние отнюдь не блаженное, ведь человек борется с посттравматическим стрессом, постоянно напоминая о придуманной им много лет назад игре «Матрица». Ситуация осложняется тем, что Томас не в силах повторить успех, а лейбл ждет спасения, а потому побуждает его вернуться к старой, проверенной идее.

Лане Вачовски удается найти баланс между серьезным тоном, связанным с онтологическим сюжетом фильма, и легкостью использования социокультурного смысла. Сомнительное путешествие во внутренний мир Нео в течение определенного периода времени может быть не только увлекательным, но и приятным. Здесь обращает на себя внимание метаюмор, как один из способов справиться с легендой оригинального фильма. К сожалению, в какой-то момент это становится пластырем на сценарных дырах, где не хватает творческих идей. Дыры появляются почти одновременно с Тринити, которую вновь играет Кэрри-Энн Мосс. Хотя ее первая встреча с Томасом добавляет неожиданного шарма и неприхотливости в их отношения, она открывает дверь к возвращению в мир, в котором главный герой Ривза более известен как Нео, но для него нет более глубокой идеи.

Создатели фильма совершенно не в состоянии справиться с антиутопическими нитями. Самой большой проблемой становится повсеместная повторяемость, потому что помимо отсылок к предыдущим постановкам, новая «Матрица» не предлагает ничего, что могло бы побудить кого-либо посмотреть этот фильм еще раз. Постановка 1999 года – это интересный и занимательный взгляд на мир, дополняющий мысли Гая Дебора или Дэвида Фостера Уоллеса. Сюжет драмы сценаристы не используют, потому что максимально быстро отказываются от него в пользу кажущегося расширения изображаемого мира. Если прикрыть это юмором и указать на осознание некоторых ограничений, когда речь идет о возможности удовлетворить поклонников «Матрицы», это не изменит проблемы.

Новая «Матрица» наглядно показывает, что осознание недостатков своего фильма и превращение его в развернутый интертекстовый комментарий ничуть не улучшает качества. Наоборот, беспощадно давит на него и не дает расправить крылья новым нитям. Прежде чем зритель сможет понять, что произошло с Нео в последние годы, и как приобретенное им сознание оказалось для него не столько развивающим, сколько травмирующим. В повествование вступает проблема, с которой игровое кино переживает не лучшие времена – романтические отношения между парой главных героев. И так же, как научная фантастика до сих пор не излечилась от лихорадки любовных историй, «Матрица: Воскрешение» истощает все свои силы, чтобы завершить общую историю героев. И можно только надеяться, что этот финал, пусть и неудачный, действительно станет финалом.

Рейтинг
( 6 оценок, среднее 5 из 5 )
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.