Кто из православных православнее?

Пути святейшего патриарха Никона и его сторонников, после принятия последним высшего духовного сана, разошлись навсегда. Но что интересно, именно в отношении к своим бывшим соратникам нам раскрываются основные принципы поведения «Великого Государя» (если помните, такой титул получил Никон). Например, когда сосланный Никоном Иван Неронов решил примириться с нововведениями нового «духовного отца», то был немедленно прощён Никоном и даже облагодетельствован милостями патриарха. То есть, главным для Никона было полное подчинение, а кто там прав или не прав, уже дело десятое. Знаете, как иногда делают в армии, какой бы дурацкой не была команда командира, главное чтобы подчинённый её выполнил.

Вот и Никон был одним из таких «командиров». Нет, он конечно дураком и близко не был, Никон был дядька умный, но жёсткий и властный. Те, кто как протопоп Аввакум не пожелали склониться перед патриаршей волей, так и сгинули в ссылках. Такое поведение всегда характерно для человека, стремящегося к самому идеалу победы, которому не важны доводы или поиски истины в интеллектуальных спорах, важно лишь признание личной власти и не дай бог кому-то это оспаривать.

В итоге окончательно оформился раскол русского православия: сторонники «древлего благочестия» оказались в оппозиции к официальной церковной политики, а проведение церковной реформы было поручено украинцу Епифанию Славинецкому и греку Арсению. Историков всегда интересовал вопрос: почему Никон в своих реформах опирался не на своих ближайших друзей, а на приезжих монахов-иностранцев? И главное, почему «инновации» Никона практически беспрекословно поддержали большинство прихожан, включая самых знатных бояр и самого царя Алексея Михайловича?

Казалось бы ответ очень прост. Сторонники протопопа Аввакума отстаивали превосходство того варианта православия, который сложился в Северо-Восточной Руси к 16 веку. По мнению многих весьма авторитетных историков, такой поворот событий мог привести к узкому «московско-направленному» национализму. С точки зрения того же Аввакума православие украинцев, сербов или греков было не совсем полноценным. И главное, у Аввакума было этому весьма логичное объяснение: «Иначе зачем бог покарал их, отдав под власть иноверцев?»

Таким образом, подобный вариант православия, продвигаемый Аввакумом, не мог быть связующей основой для объединения всех православных. Получалось, что представители этих народов рассматривались теми же старообрядцами как жертвы религиозного заблуждения, «крайне нуждающиеся» в том, чтобы их «переучили» московские православные. Ну разумеется подобная перспектива мало у кого могла вызвать симпатии.

К чести и Никона, и царя Алексея Михайловича «Тишайшего», они довольно отчётливо поняли сию тонкость во взаимоотношениях различных этносов. Стремясь к распространению своей власти (или, хотя бы, сфер влияния), царь московский и патриарх «Всея Руси» ориентировались на «вселенское» (читай — греческое) православие. Проповедуя подобный подход к этому вопросу (как не трудно догадаться, весьма щекотливому), царь и патриарх предлагали своей пастве вариант при котором все равны, не зависимо от места рождения и национальности (тоже «развод», но более «приятный»). Согласно такому варианту, вероисповедание украинцев, сербов, греков признавалось, что называется, одинаковым, а все отличия признавались не более чем вполне допустимыми вариациями.

И вот, опять же по мнению многих историков, именно в установлении вселенского характера православия и состоит главная историческая заслуга Никона. А так ли это? Если честно, мне судить об этом трудно. В этом вопросе я очень надеюсь на вас, дорогие читатели. Ну а в данном конкретном вопросе, нас очень интересует мнение знатоков истории православной культуры (и старообрядчества, как неотъемлемой его части). Просто я лично, как и многие из тех, кто интересуется историей, не могу составить однозначного мнения о фигуре патриарха Никона и его роли в истории нашей страны. Если вы таковое смогли составить, то поделитесь, будет интересно.

Рейтинг
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.