Крестьянская доля

Коль уж мы с вами затронули судебник Ивана III 1497 года, а именно, вопрос о начале закрепощения крестьян, то предлагаю тему крепостничества на Руси рассмотреть отдельно. Крепостничество, не без основания, считается одним из самых позорных моментов в русской истории. Правда условные «русские патриоты» данные нападки со стороны «поборников западной демократии» парируют тем, что вся западная цивилизация построена на натуральном рабстве (а не крепостничестве), а в «оплоте демократии» США рабство было отменено хоть и немного, но позже, чем крепостное право в России, да и то, рабовладельцы признали сию отмену не добровольно, а только после поражения в кровопролитной гражданской войне.

И хотя я отношу себя к лагерю патриотов, я никак не могу признать, что наша страна чем-то хуже западных или имеет меньше побед и свершений, но оправдывать при этом крепостничество как-то не очень получается. Вообще-то, само по себе, закрепощение крестьян — объективный процесс развития феодального общества, в определённый момент было необходимо наличие крестьян, обеспечивающих воюющего феодала и это вовсе не русское изобретение. Крепостное право в Западной Европе началось гораздо раньше, чем на Руси (правда гораздо раньше и закончилось), но именно у нас оно приобрело те уродливые формы, при которых крепостные фактически превратились в рабов (при «матушке» Екатерине крестьяне находились буквально в шаге от этого). Причём дошло до форменного маразма, иначе это и назвать трудно. Если в той же Западной Европе, с началом приобретения заморских колоний, всё больше угнетали другие народы и давали всё больше послаблений своим согражданам (конечно весьма условных, но всё-таки), то в России наоборот, инородцы имели куда больше льгот и привилегий, нежели бесправные и забитые русские крепостные крестьяне.

Вы не подумайте, я вовсе не сторонник разжигания межнациональной розни. Этническая и религиозная терпимость издревле была своеобразной визитной карточкой русского государства, на этом поднялось Московское княжество и в дальнейшем эти традиции в России развивались и поддерживались. Подобный подход не раз сослужил добрую службу для нашей страны, начиная с Куликова поля, заканчивая Великой Отечественной Войной. Но всё же, согласитесь, выглядело, мягко говоря, странным, кода за совершённые преступления уголовной направленности представители, к примеру, народов Сибири не несли никакой ответственности, а русский крепостной крестьян за «административное правонарушение» (а то и вовсе не за что) вполне мог под ударами кнута испустить дух на конюшне.

Дело в том, что ещё с момента начала освоения Сибири и Дальнего Востока (движения «встречь солнца») колонизация тех земель проходила совсем иначе, нежели на Американском континенте. Со времён Ермака Тимофеевича русские воеводы всячески пресекали насилие над местным населением. Кстати, хан Кучум, с которым воевал Ермак для местного населения был таким же захватчиком, недаром многие местные племена влились в казацкое войско Ермака и воевали против Кучума. По указа русского царя, представителей коренных народов можно было судить только царским судом, никакой воевода или любой другой представитель закона не имел право наказывать инородца за любые преступление. «Проштрафившегося» отправляли на суд в столицу, где его просто миловали (ни Москва, ни Петербург никогда не утверждали обвинительных приговоров инородцам).

Совсем иначе дело обстояло с православными крепостными. Их никуда отправлять было не надо: не то что в столицу, и в уезд возить незачем. Для крестьян их помещик был и судьёй, и прокурором, иногда и палачом (как в случае с Салтычихой). В любом случае, крестьянскими судьбами распоряжался помещик и жаловаться на него было не кому. Кстати, как вы понимаете, случай с Салтычихой был далеко не единственным: «тётю просто назначили стрелочницей». А то, что вытворял со своими крепостными знаменитый предок Александра Сергеевича Пушкина — «арап Петра Великого» Ибрагим Ганнибал, навряд ли, даже Чикатило пришло бы в голову. Так как же у нас на Руси докатились до жизни такой? Давайте в следующий раз попробуем вместе разобраться.

Рейтинг
( 7 оценок, среднее 5 из 5 )
Комментарии1
  1. Ирина

    Эта статья показывает, что история обладает огромной силой и часто повлияла на наш мир.

Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.