Крах самозванца

Итак, разместившись на царском троне, Лжедмитрий начал устанавливать свои порядки. Поскольку поход в Россию был организован в большей степени при польской поддержке, естественно, в Москву «понаехало» множество поляков. Также большое количество шляхтичей подтянулось позже в свите невесты Лжедмитрия — Марины Мнишек. Лжедмитрий, хоть и был прожжённым авантюристом, но нарушать свои обязательства не собирался. Он счёл своим долгом расплатиться со своими сторонниками, и с русскими, и с польскими. Тем более, что с поляками Лжедмитрий был связан и прямыми обязательствами.

Надо сказать, что и при Борисе Годунове, и при Иване «Грозном» государственный бюджет был достаточно чётко сбалансирован. И даже такие потрясения как «Великий голод», «Ливонская война» и московский пожар преодолевались и в итоге доходы казны всегда превышали расходы. Но Иван «Грозный» и Борис Годунов были государственными деятелями, причём (кто бы что не говорил) очень высокого уровня. Лжедмитрий же государственным деятелем не был, что такое государственный бюджет он вряд ли осознавал в полной мере. Но одаривал он своих сторонников щедро, чем снискал на Москве большую популярность. Но именно такая щедрость и была одной из причин будущей катастрофы, постигшей Лжедмитрия. Как известно, «любовь за деньги» — штука не долговечная. И как только казна начала истощаться, стало сокращаться и количество сторонников самозванца, и обаяние Лжедмитрия уже не помогало, оказалось, что обаяние без денег работает не долго.

Но когда большая проблема возникла из-за разного менталитета русских и поляков. Всё-таки католики и православные — это не просто различия в вероисповеданиях (простой народ эти различия даже понимал смутно), это совершенно разный стереотип поведения. Поляки (по крайней мере в 17 веке) были народом храбрым и талантливым, но задиристым и высокомерным. Польские паны решили, что если на московском троне сидит их ставленник, то с московским населением можно не считаться. Естественно, москвичам это не нравилось, постоянно возникали конфликты различной степени напряжённости. Ну а в случае разбирательств, Лжедмитрий, само собой, принимал сторону поляков.

Были и другие «нюансы» в поведении Лжедмитрия и его супруги, вызывающие, как минимум, недоумение среди московского люда. Наиболее известен случай, когда Марина Мнишек поцеловала икону Божьей Матери. Вроде бы в этом не было ничего такого, ведь у православных принято прикладываться к образам и Марина решила не выделяться и проявить уважение к местному населению. Вот только Марина была польской пани и не знала, как именно нужно прикладываться к образам. У католиков тоже есть иконы, но там прихожане просто кланяются образам, а православные целуют иконы, прикладываясь к рукам святых, изображённых на образе. Марина таких тонкостей не знала и поцеловала Богородицу в губы, среди прихожан в храме начался возмущённый ропот: «Виданное ли дело, ариа Богородицу в губы поцеловала».

Спустя совсем недолгое время, возмущение Лжедмитрием, а точнее новыми порядками, достигло своего апогея. Причём возмущение было во всех слоях населения. Уж слишком велико оказалось разочарование новым «царём», от которого ждали избавления и послабления после «полицейского режима» Годунова. Но никакого послабления не случилось и если при Годунове страной управляли хотя бы «свои» бояре, с которыми хоть как-то можно было договориться, то теперь главенствующее положение занимали пришлые поляки, которые вообще не собирались считать русских равными себе.

Кончилось недолгое правление Лжедмитрия трагически, но вполне закономерно. Группа наиболее влиятельных русских бояр, во главе с Василием Шуйским, быстренько «состряпали» заговор против «самодержца». Польская поддержка не помогла и Лжедмитрий был захвачен и объявлен самозванцем (как будто до этого Василий Шуйский об этом не знал). После того как Лжедмитрий был казнён, его труп сожгли, а пеплом зарядили Царь-Пушку и произвели единственный выстрел из этого орудия. Так закончилось правление Лжедмитрия I. Именно I, потому что вскоре появится II. Но это попозже, а пока же арём выбрали Василия Шуйского.

Рейтинг
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.