Дуэлянты: Удачное начало карьеры Ридли Скотта

В далёком уже 1977 году на экраны вышел фильм режиссёра Ридли Скотта «Дуэлянты». Основой сценария к фильму послужила повесть Джозефа Конрада «Дуэль». Для Ридли Скотта «Дуэлянты» стал первым полнометражным фильмом. Конечно у знаменитого британца впереди будут ещё более популярные и кассовые фильмы, там и «Чужой», и «Солдат Джейн», и «Гладиатор». Но всё же «Дуэлянты» по праву занимают особое место в карьере именитого режиссёра. А если учесть, что последний фильм Ридли Скотта «Последняя дуэль» вышел, мягко говоря, не очень, то «Дуэлянты» на этом фоне вспоминаются с особой теплотой.

Сюжет фильмы вроде бы незамысловат. Ссора, вспыхнувшая между двумя молодыми офицерами наполеоновской армии: вспыльчивым Ферро и доставившим ему приказ о домашнем аресте Деюбером, приводит к дуэли. Но дуэлью всё не исчерпывается и взаимоотношения Ферро и Деюбера перерастают в многолетнюю вражду, неугасающую на протяжении всего периода наполеоновских войн и даже дольше и время от времени находящую выход в очередных смертельно опасных поединках. Два лейтенанта, благополучно уцелевшие в войнах и дуэлях, уже дослужились до званий генералов, уже и великий Наполеон Бонапарт свергнут и лишь тогда Деюберу наконец таки удаются избавиться от постоянной угрозы своей жизни со стороны Ферро.

Но это уже в финале, а на протяжении всего фильма бесконечная дуэль. Дуэль двух непримиримых оппонентов становится «достоянием» армии. Даже в отдалённых гарнизонах все обсуждают, кто выйдет победителем. Более того, противостояние двух молодых (а потом и не очень молодых) людей превращается для их сослуживцев в какое-то щекочущее нервы кровавое шоу с обильным выбросом адреналина.

Идут годы, грандиозные победы Наполеона сменяются разгромными поражениями, унылым и страшным отступлением из России (которую, кстати, Ридли Скотт изобразил омерзительно, ну англо-сакс, что с него взять). Злоба Ферро, а он уже полковник, не утихает. Иногда он забывает про своего оппонента, но стоит кому-то напомнить об их многолетней вражде, как ярость вскипает в нём с прежней силой.

Фильм определенно нужно посмотреть хотя бы один раз сразу по нескольким причинам. Про режиссерский дебют Ридли Скотта мы уже упомянули. Кино, без сомнения, претендует на историчность и, хотя в фильме, как можно понять из названия, на первое место выходит дуэль, вернее серия дуэлей между двумя мужчинами, сама эпоха и, главное, её дух, показаны довольно убедительно и зрелище на экране вызывает доверие. И это отмечают не только простые зрители, но и историки, знатоки конкретно той эпохи. А уж фехтование поставлено выше всяких похвал, современным постановщикам подобных сцен неплохо было бы поучиться.

Конечно завязка последующей драмы смотрится неоднозначно и в её реалистичности можно усомниться. Практически в самом начале фильма нам показывают, как бешенный Ферро убивает на дуэли (причины которой остаются неизвестными) сына местного мэра. И этим случаем вынужден заниматься целый генерал, а это вообще-то нонсенс. Если подразделением командует генерал, то стало быть речь идёт как минимум о дивизии, а в любой дивизии разных Ферро (имеется ввиду лейтенантов) пруд пруди. И что, всеми безобразиями этих молодчиков должен заниматься генерал? Да нет конечно.

Однако объяснить подобный ход событий всё же можно. Может лейтенант Ферро был не простым лейтенантом, а скажем двоюродным кузеном маршала Мюрата. Тогда это многое объясняет, к такому лейтенанту просто так не «подъедешь», только используя генеральский ресурс. Кстати, косвенным подтверждением этого является нападение Ферро на генеральского адъютанта, того самого Деюбера, который доставил ему приказ о домашнем аресте. Ведь нападение на генеральского адъютанта, это всё равно что нападение на самого генерала. Вот только был ли лейтенант Ферро «непростым», из фильма неясно, остаётся только догадываться. Но если предположить, что задумано был именно так, то вся эта ситуация вполне укладывается в дух наполеоновской эпохи. Ну и актёрскую игру нельзя не отметить. Она великолепна. Персонажи получились словно вышедшими из той эпохи.

Рейтинг
( 3 оценки, среднее 5 из 5 )
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.