Борьба за веру

Как мы упомянули в конце прошлой статьи, после утверждения на патриаршем престоле патриарха Никона, протопоп Аввакум в 1667 оду был сослан в Пустозёрск. Но борьбу опальный священник не прекращал ни на секунду. Навещавшие его многочисленные сторонники, после общения с протопопом, несли в своих дорожных мешках послания Аввакума изобличавшие «никонианство» и призывающие к отстаиванию традиций «древлего благочестия». Сторонники Аввакума не ограничивались только проповедью. Многие раскольники активно продвигали самосожжение, как «единственный путь к спасению души».

Многие считают, что идея самосожжения принадлежит лично протопопу Аввакуму. Но Аввакум никогда не проповедовал самосожжение, он рассматривал его лишь как средство борьбы, что называется, «на добровольной основе». Интересно, что сама идея возникла вовсе не просто так. Один из лучших знатоков «бунташного века» (коим принято считать в истории России век 17), историк Панченко писал, что идея самосожжения предварялась так называемой теорией «самоуморения» некоего старца Капитона, который развернул свою проповедь ещё в первой половине 17 века. Учение этого старца было ничем иным, как одной из жизнеотрицающих ересей, признающих «благость самоубийства». Как вы понимаете, подобные «светлые идеи» вряд ли можно считать истинно христианскими.

Протопоп Аввакум, вне всякого сомнения, был самым значимым противником «никонианства», а его авторитет, как мученика, гонимого официальными властями (как духовными, так и светскими), был очень высок. Авторитет Аввакума признавали даже его враги. Не случайно царь Алексей Михайлович, желая преодолеть церковные противоречия и достичь хотя бы какого-то подобия компромисса, в 1664 году предложил Аввакуму стать своим духовником. Но, твёрдый в своих убеждениях «оппозиционер» на компромисс не пошёл, а продолжил всячески «третировать» официальные власти. Он постоянно выступал с призывами, обличениями и разоблачениями, но, кроме этого, он является автором довольно талантливой для своего времени книги «Житие протопопа Аввакума» (как можно догадаться, мятежный протопоп вряд ли страдал от ложной скромности).

Но завершилось житие Аввакума трагически. Случилось это уже после кончины царя «Тишайшего». После смерти Алексея Михайловича на российском престоле оказался его сын — талантливый и не оценённый по достоинству (ну до этого мы ещё дойдём) царь Фёдор Алексеевич. Молодой царь Фёдор был крайне набожным и впечатлительным, к вопросам благочестия юный государь относился крайне щепетильно и уделял большое внимание. Зная нрав молодого царя, «оппозиционный» протопоп решил воспользоваться набожностью Фёдора Алексеевича и предпринял отчаянную попытку отвратить царя от «никонианства».

Однажды Аввакум написал царю Фёдору письмо, в котором сообщил, что видел во сне покойного царя Алексея Михайловича. По сообщению Аввакума, в его сне Алексей Михайлович «горел в аду за отпадение от истиной веры». После столь «эмоционального сообщения», далее Аввакум в своём послании к Фёдору высказал беспокойство за молодого царя, призывая последнего, во избежание «папиной участи», срочно отказаться от «никонианской прелести» и вернуться к традициям «древлего благочестия».

Но расчёт Аввакума не оправдался, эффект от его послания царю Фёдору оказался полностью противоположным. Набожный Фёдор Алексеевич и мысли не допускал, что его благочестивый и богобоязненный отец может быть грешником и «гореть в аду». Кончилось тем, что в общем-то не жестокий человек, царь Фёдор Алексеевич, «за великие на царский дом хулы» приказал придать казни Аввакума и его ближайших сторонников. В 1682 году протопоп Аввакум и его союзники были сожжены.

Мученическая смерть популярного в народе «оппозиционера» окончательно раскололо православное общество Российского царства на никониан и старообрядцев. В последующем, старообрядцам, отношение к которым официальных властей в разные времена было разным, будет суждено несколько раз существенно повлиять на ход событий в нашей истории. А вот чего было больше: «хорошего» или «плохого» — в этом мы ещё долго будем разбираться.

Рейтинг
( 4 оценки, среднее 5 из 5 )
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.