Альбигойские крестовые походы

При изучении вопроса о крестовых походах у многих сразу на ум приходит Ближний Восток и стремление крестоносцев к захвату Иерусалима с главной христианской святыней в виде Гроба Господня, а также установление своей власти на принадлежавших мусульманам территориях.

Так принято считать, но это не соответствует действительности. Под крестовым походом в Средневековье подразумевалось любое военное выступление, которое обычно «согласовывалось» с понтификом и было направлено против еретиков, коими католическая церковь периодически «назначала» тех или иных людей. В понятие «еретиков» включались любые верующие, чье мировоззрение отличалось от учений, навязываемых повсеместно властью католиков. И все же не следует путать еретиков и язычников. Хотя и против последних были организованы военные выступления. Ярким примером стали походы в современные прибалтийские государства.

Интересно, что еретики так же являлись христианами, как и католики. Главным отличием становилась их трактовка религиозного учения. К еретикам церковь причислила и секту под названием «катары». Ее популярность в Средневековье на французской территории была очень высока. Катары преимущественно заселяли провинцию Лангедок и исповедовали христианство. Они посещали церковь, ровно, как и молились, в чем мало чем отличались от истинных католиков. Были и отличия. Одним из главных стало восприятие материального мира в качестве некоего зла. Катары были уверены и искренне полагали, что подавать пример, и первыми избавляться от благ мира сего должны именно служители церкви. И какому Папе могло это понравиться? Церковь не только распоряжалась выплачиваемым ей налогом «десятиной», но и имела собственные земли и богатые приходы и монастыри. Папа во всеуслышание объявил катаров еретиками.

Правда, этого оказалось, ох, как мало. Сектанты нашли поддержку в среде именитых феодальных землевладельцев юга Франции и зажиточных горожан, которые не только благосклонно относились к религии миролюбивых катаров, но и примкнули к ним. Не оказало должного воздействия и отлучение от церкви, поскольку сектанты ходили в «свою» церковь.

В результате прений сложилась ситуация, когда французский юг, по сути, превратился в независимую страну. Ее столицей негласно была Тулуза. Казалось бы, ничего страшного, но катарское учение, проповедываемое на этих территориях, превратилось в большую кость в горле католической церкви. Вроде и бог с ней, с утратой авторитета, но закрывать глаза на утрату благ материальных становилось все сложнее.

На заре 13 столетия римский понтифик Иннокентий прекрасно осознавал всю остроту катарского вопроса. С сектантами необходимо было что-то решать. На первых порах Папа попытался с помощью мягкой силы, без какого-либо насилия уничтожить катаров изнутри. Для этого он убрал всех епископов Лангедока с их постов и направил в провинцию собственного представителя (легата). Им стал Пьер де Кастельно. Полномочия легата были практически безграничными.

Что получилось из этого назначения? Какие события последовали далее? Об этом в следующий раз.

Рейтинг
( 9 оценок, среднее 5 из 5 )
Комментарии5
  1. Иван

    Большое спасибо, данная статья позволила мне заглянуть в прошлое и лучше понять его.

  2. Алексей

    Никогда не представлял, насколько интересной может быть история! Автор проделал потрясающую работу, превратив сухие факты в увлекательное чтение.

  3. Андрей

    Спасибо за проделанную работу. удалось гармонично соединить исторические факты с любопытными подробностями, делая чтение невероятно увлекательным.

  4. Макс

    Ваша статья – это памятник прошлому и напоминание о его важности для нашей современной жизни.

  5. Ирина

    Очень познавательная статья, столько нового узнала о истории!

Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.